Ритрит под Владимиром 2017

Ритрит под Владимиром 2017

13-19 марта 2017 под Владимиром состоится ритрит с Гуруджи Шибенду Лахири. Мы счастливы пригласить всех криябанов принять участие в ритрите.

Лахири Махасая

Лахири Махасая

посетил эту планету не для того, чтобы оставить вас довольствоваться скудными и парализующими утешениями, а чтобы разбить темницу ума.

Двух – нет!

Двух – нет!

Нет ни одной части очевидного (бросающегося в глаза) самосознания, которая была бы вне структуры содержимого (контента) человеческого сознания.

Приглашение

Приглашение

для иллюзии «Я» умирать каждый миг так, чтобы человеческое существо могло жить в измерении Разума от мгновения ко мгновению без бремени прошедшего и без «становления» будущего.

...

...

Нет никакой психологической эволюции или развития. Есть лишь окончание отделяющегося и разделяющего сознания «Я» для проявления божественного. Такое упразднение «Я» является пробуждением Разума.

Бесстрашие, чистота тела, непоколебимая настойчивость в не-фрагментарном не-избирательном осознании, благотворительность, аскетизм, сдержанность, дух нестяжательства и жертвенности, само-познание (изучение путей «я»), честность – жизненно важные добродетели.
Подробнее ...
Главная Послания Послание 55: Йога-сутра: о самадхи
Поделиться:  

Послание 55

40 Далберг Роуд, Лондон, 26 мая 2003

Йога Сутры Патанджали

Самадхи Пада

Свобода – первый шаг

Свобода – в самом начале. Это не конечный результат какого-либо предприятия или усилия, не какая бы то ни было галлюцинация Эго. Это энергия, позволяющая видеть и понимать, а не искать и не предпринимать. Просветление – не значит запутывание в шаблонных идеях и уже сформулированных выводах; это «то, что есть», не «то, что будет» или «должно быть». Предпринимать что-либо ради свободы от ума, используя ум, – значит отрицать эту свободу. Способность понять это – высшее подтверждение этой свободы. Чтобы самому и для себя самого непосредственно воспринять эту свободу, все противоречия и поиски свободы должны завершиться. Свобода существует в лишенном тела и ума Разуме и Энергии, она не принадлежит интеллекту и эго.

1.1 атха йогаанущаасанам

Йога – деликатная (незаметная) дисциплина видимого (кажущегося) «себя» и воссоединение посредством этого процесса с собой действительным (реально существующим) – сейчас, в энергии настоящего жизни, не в прошлом или будущем, которые являются обителью ума. Ум – выражение жизни, но не ее эйфория и экстаз. Ум – оковы и бремя жизни – не ее блаженство и благословение.

1.2 йогащ читта-врьтти-ниродхаХ

Случающиеся паузы в круговращении привычек и характерных ходов ума (гун) ведут к йоге – единению персонального интеллекта со всеобщим разумом.

1.3 тадаа драшТуХ сва-руупе '-вастхаанам

Вид этих пауз есть видение и взгляд божественного, истинного Я, т.е. бытие, установленное в своей собственной природе.

1.4 врьтти-сааруупйам итаратра

Все остальное – ум, формы и выражения разделяющего сознания.

1.5 врьттайаХ паньчатаййаХ клишТаа аклишТааХ

Пять составляющих ума ответственны за страдание и не-страдание.

1.6  прамааНа-випарйайа-викалпа-нидраа-смрьтайаХ

Эти составляющие:

  1. Свидетельство
  2. Убеждение
  3. Предпочтение
  4. Инертность
  5. Память

Область памяти – то основание, на котором существуют все остальные четыре составляющих. Свидетельство на вершине, т.к. не причиняет страдания, потому что служит для построения прямых выводов и заключений, и не включает в себя делюзий и вымыслов.

1.7 пратйакшаанумаанаагамааХ прамааНаани

Свидетельство – это прямое восприятие и логический вывод на его основании.

1.8 випарйайо митхйаа-джньаанам атад-руупа-пратишTхам

Системы убеждений (взглядов, верований) – это кошмарные заблуждения и безоговорочно принимаемые правила (догмы), т.к они базируются на ошибочном знании, на том, что должно быть (выдумках и фантазиях).

1.9 щабда-джньаанаанупаатии васту-щуунйо викалпааХ

Выбор альтернативы (психологический, а не формально-технический) (предпочтения) – есть бессодержательная активность, происходящая в зависимости от конвенционального, культурного и вербального программирования.

1.10 абхаава-пратйайааламбанаа врьттир нидраа

Недостаточная опора на прямое восприятие заключает в сети предположений (допущений) и противоречий. Это измерение неспособного к восприятию (притупленного) и непробужденного ума.

1.11 анубхуута-вишайааса?прамошаХ смрьтиХ

Память – то, что не позволяет ускользнуть ничему воспринятому. Естественная память ничем не одержима (поглощена) и ничему не препятствует, также она не имеет никаких психологических примесей в виде влияний и вовлеченности.

1.12 абхйааса-ваираагйаабхйаа? тан-ниродхаХ

Вайрагья – это стойкость в беспристрастности (непривязанности). Вайрагья – это отказ быть вовлеченным вследствие приязни или отвращения. Этот отказ со временем ведет к перерывам в постоянном бурлении мысли и к случающимся паузам в круговращении привычных и характерных ходов ума.

1.13 татра стхитау йатно '-бхйаасаХ

Таким образом будь стоек в искреннем и тщательном процессе (непривязанности – вайрагьи).

1.14 са ту дииргха-каала-наирантарйа-саткаараасевито дрьДха-бхуумиХ

Этот процесс установления в непривязанности становится прочно укорененным посредством длительной, преданной, беспрерывной и почтительной практики.

1.15 дрьшТаанущравика-вишайа-витрьшНасйа ващиикаара-са?джньаа ваираагйам

Непривязанность (вайрагья) возникает посредством тотальности (целостности) внимания (осознания) (ващиикаара-самгья), как результат отстраненности от объектов восприятия, т.е. когда воспринимаемое органами чувств не трансформируется в стремление к получению чувственного наслаждения.

1.16 тат-пара? пуруша-кхйаатер гуНа-ваитрьшНйам

Тогда, в результате сохраняемой индифферентности (витришна) по отношению к деятельности гун (характерных ходов и склонностей ума – читтавритти), постигается Высочайший разум (Пуруша).

1.17 витарка-вичаараанандаасмитаа-руупаанугамаат са?праджньаатаХ

Невозмутимость (равностность) сознания возникает, когда логическое (разумное) рассуждение и созерцание происходят в атмосфере благословенной уникальности, т.е. без приспособления (компромисса) и уподобления.

1.18 вираама-пратйайаабхйааса-пуурваХ саМскаара-щешо '-нйаХ

Процесс восприятия пауз (в бурлении ума) предшествует окончанию всех видов обусловленности (самскаара-щеша-анйа).

1.19 бхава-пратйайо видеха-пракрьти-лайаанаам

Прямое восприятие бестелесного разума (Чайтаньи или Пуруши) происходит с растворением привычек и характерных ходов ума (гун или пракрити).

1.20 щраддхаа-виирйа-смрьти-самаадхи-праджньаа-пуурвака итарешаам

Прежде чем происходит растворение гун (ведущее к естественному состоянию), необходимо существование следующих качеств (добродетелей):

  1. Доверие (преданность)
  2. Энергия (сила)
  3. Память (интеллект)
  4. Не-избирательное восприятие (осознание) равносности (самаадхи-праджньаа)
1.21 тиивра-саМвегаанаам аасаннаХ

Интенсивное стремление (к естественному состоянию) возникает тогда.

1.22 мрьду-мадхйаадхимаатратваат тато '-пи вищешаХ

Стремление развивается от умеренного к среднему и к сильному, давая возможность проявиться еще большей уникальности и совершенству.

1.23 иищвара-праНидхаанаад ваа

Ведя к прямому и непосредственному восприятию (осознанию) Целого (Единства).

1.24 клеща-карма-випаакаащайаир апараамрьшТаХ пуруша-вищеша иищвараХ

В этом Единстве божество – высочайший разум (Пуруша вищеша), незагрязненный страданием проистекающим от вовлечения в деятельность, или от ожидания плодов деятельности. Осколочная деятельность ума – страдание. То Целое (Единство), Тот Разум – не затронут умом.

1.25 татра ниратищайаМ сарваджньа-бииджам

В Целом (т.е. в «не-уме») – семя безграничного, холистического восприятия (осознания) (Пуруши).

1.26 пуурвешаам апи гуруХ кааленаанаваччхедаат

Холистическое восприятие, свободное от времени (ума), – величайший Учитель всех.

1.27 тасйа ваачакаХ праНаваХ

Если вообще этому холистическому восприятию (осознанию) космического разума (Пуруше или Пурна Чайтанье) и может быть поставлен в соответствие какой-то звук, то этим звуком может быть лишь ОМ (пранава).

1.28 тадж-джапас тадартха-бхааванам

ОМ может быть повторяем раз за разом (джапа) и пристально созерцаем (обдумываем).

1.29 татаХ пратйак-четанаадхигамо '-пй антараайаабхааващ ча

ОМ – центрирование сознания (центростремительная направленность сознания), которое преодолевает все затруднения (препятствия) (возникающие от центробежной тенденции сознания).

1.30 вйаадхи-стйаана-саМщайа-прамаадааласйаавирати-бхраанти-дарщанаалабдха-бхуумикатваанавастхитатваани читта-викшепаас те '-нтараайааХ

Препятствия холистическому восприятию (пониманию) следующие:

  1. Нездоровье
  2. Тупость (глупость) или инертность
  3. Сомнение или опасение
  4. Беспорядочная деятельность
  5. Лень
  6. Несдержанность в желаниях
  7. Обманчивое или ошибочное восприятие (наблюдение)
  8. Неустановленность в тишине ума, – в измерении «не-мысли» или «не-ума» (которое не является измерением безмыслия или безумия)
  9. Нестабильность
  10. Напряженность и возбуждение (умо-помрачение)
1.31 дуХкха-даурманасйаанггамеджайатва-щвааса-пращваасаа викшепа-сахабхуваХ

Следующие страдания сопровождают разделяющее сознание (ум):

  1. Боль
  2. Депрессия
  3. Тело выходящее из под контроля, истерика или ярость
  4. Негармоничное дыхание
1.32 (I) тат-пратишедхаартхам ека-таттваабхйаасаХ

(I) Средство против препятствий холистическому восприятию (к свободе от ума) – сохранять стремление к свободе без каких бы то ни было отклонений вообще.

1.33 (II) маитрии-каруНаа-мудитопекшаНааМсукха-дуХкха-пуНйаапуНйа-вишайааНааМ бхааванаатащ читта-прасааданам

(II) Холистическое (целостное) сознание, в действительности, – доброта, которая включает в себя следующее:

  1. Равностность в вопросах счастья-несчастья, приятного-неприятного, добродетели-порока
  2. Дружелюбие
  3. Сострадание
  4. Радостность
  5. Отречённость
1.34 (III) праччхардана-видхаараНаабхйааМ ваа прааНасйа

(III) Упорядоченность дыхания также ведет к спокойствию (недвижимости) и, таким образом, к холистическому осознанию.

1.35 (IV) вишайаватии ваа праврьттир утпаннаа манасаХ стхити-нибандхании

(IV) Свобода от пребывания связанным в оковах ума (результатом которой является естественное (природное) функционирование органов восприятия) ведет к окончанию одержимости ума объектами и навязчивыми идеями.

1.36 (V) вищокаа ваа джйотишматии

(V) Окончание страдания или внутренняя освещенность (озарение) тоже ведут к свободе от времени (ума).

1.37 (VI) виита-раага-вишайаМ ваа читтам

(VI) Непривязанность к материальным объектам – тоже холистическое сознание (Чайтанйя читта).

1.38 (VII) свапна-нидраа-джньаанааламбанаМ ваа

(VII) Понимание истинной природы глубокого сна и сновидения ведет к свободе от фрагментированного сознания.

1.39 (VIII) йатхаабхимата-дхйаанаад ваа

(VIII) Любая медитация в соответствии с собственным пониманием и интуицией ведут к самосущей свободе (для медитации не существует никакого метода).

1.40 парамааНу-парама-махаттваанто '-сйа ващиикаараХ

Медитация (превращающая заимствованные знания в собственное понимание) приводит к совершенству во всем, от самого малого до великого.

1.41 кшииНа-врьттер абхиджаатасйева маНер, грахиитрь-грахаНа-граахйешутатстха-таданьджанатаа-самаапаттиХ

В том, кто совершенен, в ком характерные особенности и тенденции (гуны и вритти) исчезают (кшина), познающий и объект познания становятся единым движением вследствие чистоты чувственных восприятий, остающихся незатронутыми умом, классифицирующим их как «приятное-желаемое» и «неприятное-нежелаемое», точно также, как прозрачный кристалл принимает цвет того объекта на котором он покоится.

(Краткий комментарий о значении слова «самапатти» которое часто заменяется словом «самадхи»:

самапатти = сама + апатти = равностная/неизбирательная + индифферентность. Что означает – неизбирательное равнодушие ко всему центробежному. Другими словами – полная погруженность в равностность (невозмутимое спокойствие). Разница между неизбирательным осознанием (вниманием) и неизбирательной отстраненностью в том, что в состоянии неизбирательного осознания человек все еще доступен внешнему, тогда как равно-отстраненность указывает на тотальное растворение во внутреннем. Таким образом, слово «самапатти» можно заместить словом «самадхи»). 

1.42 татра щабдаартха-джньаана-викалпаиХ саМкиирНаа савитаркаа самаапаттиХ

Затем поверхностное дискурсивное (аргументативное) сознание, возникающее как результат избирательности (выбора предпочитаемой альтернативы), проистекающее из слов с их интерпретациями и ассоциированными с ними идеями и выводами, полностью растворяется.

1.43 смрьти нирвичаара-ваищаарадйе '-дхйаатма-прасаадаХ-парищуддхау сва-руупа-щуунйеваартха-маатра-нирбхаасаа нирвитаркаа

Окончание всех представлений о себе самом (сва-руупа-щуунйа) ведет к свободе от обусловленности (смрити-парищуддхау) и окончанию дискурсивного сознания, и тогда проявляется тонкое подобие реальности (артха-маатра-нирбхаасаа).

1.44 етайаива савичаараа нирвичаараа ча суукшма-вишайаа вйаакхйаатаа

Таким образом тонкие вопросы касающиеся ума и «не-ума» разъяснены и поняты.

1.45 суукшма-вишайатваМ чаалингга-парйавасаанам

Понимание этих тонких вопросов ведет к окончанию всех форм и построений ума (алинга).

1.46 таа ева сабииджаХ самаадхиХ

Но даже в такой свободе, семена ума все еще могут присутствовать.

1.47 нирвичхара-ваисхарадйеадхйатма-прасадах

Безупречное совершенство «не-ума» (чистого разума) ведет к благословенному состоянию постижения «Иного» (адхйатма).

1.48 ртаМбхараа татра праджньаа

В «не-уме» – мудрость космического разума – «Иного» – Ритам.

1.49 щрутаанумаана-праджньаабхйаам анйа-вишайаа вищешаартхатваат

Ритам – имеет совершенно особый смысл; находясь за пределами интеллектуального постижения или знаний, накопленных умом, с помощью логических рассуждений и выводов.

1.50 таджджаХ саМскааро '-нйа-саМскаара-пратибандхии

Космический Разум (Ритам) порождает чистое сознание, а оно сохраняет нас свободными от обусловленности и разделения.

1.51 тасйаапи ниродхе сарва-ниродхаан нирбииджаХ самаадхиХ

Абсолютная и безусловная свобода безо всякого семени ума – окончание всех окончаний.

Скачать послание в формате PDF:  Послание 55: Йога Сутра – Самадхи Пада (русский)